www.lifteko.ru

410002, г. Саратов.
ул. Чернышевского, 203.
т. (8452) 46-33-00
т. 8 927-226-33-00

Мифы о бесполезности модернизации лифтов

В последнее время владельцы лифтов, отслуживших свой назначенный производителем срок, все чаще задаются вопросом о целесообразности проведения модернизации. И, как правило, получают информацию от специализированных лифтовых организаций о том, что модернизация их лифта неэффективна и бесполезна. А так ли это на самом деле ? Предлагаем разобраться в этом вопросе :

Как правило, приводятся следующие доводы о преимуществе полной замены устаревшего и изношенного оборудования на новое:
- изношены несущие конструкции лифта (каркас противовеса, каркас кабины, подвеска, канаты, лебедка);
- купе кабины изготовлено из горючих материалов;
- лебедка главного привода имеет тормоз с одной катушкой;
- кабина не оборудована аварийным освещением;
- ловители, замки дверей шахты и буферы, а также фартуки кабины и дверей шахты не соответствуют требованиям ТРоБЛ;
- система управления лифтом не обеспечивает соблюдение всех требований действующей на данный момент нормативной документации (ТРоБЛ, ТРоПБ)
Мы можем увлечься в более мелкие несоответствия, но они не влекут таких принципиальных несоответствий конструкций современных и отработавших свое, лифтов. Давайте разберем каждый пункт.
Итак:
Прошло то время, когда производители таких сложных изделий, как лифты, автомобили, самолеты, суда изготавливали полный комплект, начиная от винтика и заканчивая полностью готовой продукцией. Сейчас, во времена рыночной экономики и глобальной унификации все производители лифтового оборудования основные узлы и комплектующие покупают у специализированных фирм, изготавливающих эти узлы на протяжении продолжительного времени, занимающихся постоянным совершенствованием своей продукции. Эта, сложившаяся ситуация позволяет выбирать основному производителю из поставщиков лучших, что повышает качество конечной продукции – лифты. Например, такие узлы, как ловители, буферы, системы управления, ограничители скорости, линейки кареток дверей, направляющие, электроразводку, лебедки главного привода, преобразователи частоты, привода дверей (в отдельных случаях, например – продукция «элит класса») и т.д., производители лифтов закупают.
Т.е. по сути, производитель лифта изготавливает у себя только кабины и двери шахты, которые, в свою очередь, также комплектуются компонентами, других производителей. Сложившаяся направленность на закупку вышеуказанных узлов производителем лифта имеет очень много положительных моментов, как и экономических – важных для самого производителя (снижение себестоимости конечной продукции) и качественных – важных для потребителя. Сам современный лифт является этаким конструктором из разнообразных комплектующих различных производителей и чем тщательнее просчитаны характеристики этих изделий, а так же подобраны их качественные свойства производителем конечной продукции, тем качественней и надежней является сам продукт – лифт.
Теперь пройдемся детально по вышеуказанным пунктам:
На сегодняшний день на рынке узлов и комплектующих лифтов появляются новые производители, занимающиеся разработкой и изготовлением отдельных узлов и комплектующих для лифтов, в том числе и адаптированных к размерным и техническим характеристикам лифтов, массово устанавливаемых в годы активной застройки жилья в СССР, т.е. 70-80гг. Мало того, что эти комплектующие по своим характеристикам не уступают своим «старичкам»-аналогам, но и благодаря развитию инженерных и производственных технологий, а также ужесточению современных требований по безопасности зачастую, значительно превосходят их!
Конструктивно многие узлы, такие как например лебедка, или каркас противовеса/кабины (не будем говорить о канатах и подвеске – они без каких-либо проблем меняются практически на любом лифте), имеют сборно-разборную конструкцию, позволяющую значительно облегчить работу по замене этих элементов на лифте специалистами, производящеми его ремонт, а также они оборудованы уже современными комплектующими, такими, как ловители, двойной тормоз и т.д.
Помимо производителей механических узлов активно в этом направлении развиваются производители комплектующих в сфере управления и электроники лифта. Современные системы управления лифтом большинства производителей легко устанавливаются на модели старого лифтового оборудования, а элементы электрооборудования лифта конструктивно адаптированы под условия работы в составе отработавшего свой срок лифта.
И конечно об элементах отделки купе кабины и дверей шахты, – сейчас на лифтовом рынке без проблем можно приобрести комплекты модернизации купе кабины и дверей шахты, которые изготавливаются из современных, коррозийно-стойких, а также соответствующих требованиям пожарной безопасности материалов. Эти элементы соответствуют актуальным на сегодняшний день требованиям безопасности и экологическим нормам, кроме того они, зачастую, превосходят по эстетике некоторые бюджетные варианты отделки современных лифтов!

И в завершении пройдёмся по пунктам действующего законодательства:
В ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ О БЕЗОПАСНОСТИ ЛИФТОВ (Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября2009 г. №782 г. Москва) сказано:
III. Требования к безопасности лифта при эксплуатации и утилизации
4) недопущение эксплуатации лифта по истечении назначенного срока службы, указанного изготовителем в паспорте лифта. Для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифт подвергается оценке соответствия в порядке, установленном пунктом 18 настоящего технического регламента.
п. 18. Оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, осуществляется в следующем порядке:
1) оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится органом по сертификации в сроки, определенные договором с заявителем;
2) при оценке соответствия лифта определяются: соответствие лифта, отработавшего назначенный срок службы, общим требованиям безопасности, установленным пунктом 7 настоящего технического регламента, и (с учетом назначения лифта) специальным требованиям безопасности, установленным пунктами 8 — 11 настоящего технического регламента; мероприятия по модернизации лифта для обеспечения его соответствия требованиям настоящего технического регламента;
3) при оценке соответствия лифта проводятся: определение состояния оборудования лифта, включая устройства безопасности лифта, с выявлением дефектов, неисправностей, степени износа и коррозии;
обследование с применением неразрушающих методов контроля металлоконструкций каркаса, подвески кабины, противовеса, уравновешивающего груза, а также направляющих и элементов их крепления;
испытание изоляции электрических сетей и электрооборудования, визуальный и измерительный контроль заземления (зануления) оборудования лифта;
расчет остаточного ресурса узлов и механизмов лифта;
4) результаты оценки соответствия лифта оформляются органом по сертификации в форме заключения, содержащего обоснованные выводы об условиях возможного продления срока безопасной эксплуатации лифта и рекомендации по модернизации или замене лифта в случае экономической нецелесообразности модернизации лифта;
5) владелец лифта на основании заключения обеспечивает проведение модернизации лифта или замену лифта либо выводит лифт из эксплуатации;
6) при отсутствии необходимости модернизации или замены лифта орган по сертификации устанавливает срок его дальнейшей эксплуатации;
7) модернизация или замена лифта осуществляется специализированной лифтовой организацией;
8) ввод модернизированного лифта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном пунктом 16 настоящего технического регламента.
При положительных результатах технического освидетельствования модернизированного лифта орган по сертификации назначает новый срок службы и указывает его в паспорте лифта. Из чего следует, что вы имеете законную возможность продлить эксплуатацию своего старого, служившего верой и правдой лифта, при условии соблюдения всех требований ТРоБЛ.

Эпилог.
Безусловно, все хотят получить новую вещь, как то будь машина, квартира или лифт. И в этом есть свои преимущества. Не надо делать диагностику, занимать свое время на поиски и отбор поставщиков комплектующих и узлов лифта, и т. д. Можно легко все это доверить производителю готового лифта, достаточно заплатить определенную денежную сумму, равную стоимости полнокомплектного лифта. Но что делать, если финансовые возможности не позволяют Вам оплатить стоимость нового лифта, а ваш лифт при этом находится в технически исправном состоянии ? Ответ напрашивается из вышеприведенного материала – провести его модернизацию!